SEAT S.A. (исп.Sociedad Espanola de Automobiles de Turismo — рус.Испанское сообщество легковых автомобилей) — испанская автомобилестроительная компания, входящая в состав Audi Brand Group, подразделение концерна VAG. Штаб-квартира компании находится в Барселоне (пригород Марторель), Испания.

Основание SEAT началось в 1950 году в свободной экономической зоне Барселоны. На постройку завода и создание испанской марки были вложены средства целого ряда юридических лиц: 7 % всего бюджета было вложено итальянской автомобильной компанией FIAT, 42% предоставили 6 банков, остальные 51% от суммы были выделены национальным институтом промышленности Испании. Образованная компания имела название Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo, что в сокращении дает привычный нам SEAT. Первым президентом SEAT был назначен Хосе Ортис де Эчагуэ, который занимался до этого авиацией.
5 июня 1953 года в районе Зона Франка Барселоны открыт первый завод компании, на котором первоначально работало 925 сотрудников. На этом заводе 13 ноября был произведен первый автомобиль компании SEAT — модель 1400. Элегантный и просторный автомобиль предназначался для люксового сегмента рынка, а также мог использоваться в качестве такси. На этом этапе компания производит 5 автомобилей в сутки, поэтому высокий спрос привел к накоплению невыполненных заказов.

Компания SEAT стимулирует развитие и рост смежных отраслей промышленности в Испании — более мелких производителей деталей и узлов, которые больше не приходится импортировать из-за рубежа.
В 1956 году установлен исторический рекорд: за год компания произвела 10 000 автомобилей, что подразумевает суточный объем выпуска в 42 автомобиля.
Производство модели SEAT 600 начато 27 июня 1957 г. Данный автомобиль был предназначен удовлетворить спрос на более экономичные модели, доступные для зарождающегося среднего класса в Испании. Эта модель ознаменовала начало эры всеобщей автомобилизации и стала в Испании символом мобильности и свободы, получив прозвище "pelotilla" (мячик).

В 1960г. SEAT отпраздновал свой юбилей. К этому времени количество автомобиле SEAT приблизилось к 100 000.
В 1963 году «аристократическая» модель 1500 заменяет модель 1400 в сегменте люксовых автомобилей.
В 1964 году открывается новый головной офис компании в Мадриде.
В 1965 году компания становиться одной из крупнейших в мире, число её сотрудников достигает 10 тысяч человек, а количество выпускаемых машин составляет 300 автомобилей в день. В этом же году начинается производство Seat 1500.
В 1966 году начат выпуск модели 850: в данной модели используется механическая база модели 600, однако она отличается большей просторностью и удобством, а также более высокими техническими характеристиками. Это первый автомобиль, выпускаемый в нескольких версиях, включая четырехдверную версию, спортивную версию и версию с откидным верхом.
Компания SEAT начинает «символический» экспорт своих автомобилей в 1965 году: модели автомобилей отправляются несколькими самолетами в Колумбию.
В 1968 году SEAT выпустил свой миллионный автомобиль. Предпосылкой к этому стал выпуск SEAT 124 годом ранее, который выпускался количеством в 200 000 машин в год. Стоит отметить, что эта модель была (скажем так) украдена у FIAT, причем эта же модель очень часто попадается и у нас в стране, только называется она «Копейка».
В 1969 число сотрудников SEAT достигает 20 тысяч, а модельный ряд продолжает неуклонно увеличиваться.
1969 г. - выпущен миллионный автомобиль. К этому времени штат компании уже превысил 20 тыс. человек. Появились 5-дверные модели - Seat 1430 и Seat 124.

1970 г. - представлены модель Seat 124 купе. модель Seat 1600 и Seat 1800 с дизельным двигателем. Объем экспорта по сравнению с 1965 г. вырос в 10 раз. В этом же году началась спортивная история фирмы. При заводе был организован Департамент специальных автомобилей. который со временем вырос в отделение SEAT Sport.
1971 г. - SEAT становится лидером испанской автомобильной промышленности.
1972 г. - состоялся выпуск модели Seat 127.
В 1974 году произведен 2-миллионный автомобиль SEAT; компания занимает восьмое место среди европейских автопроизводителей по объемам продаж.
Несмотря на серьезный кризис в автомобильной отрасли компания продолжает свое расширение и приобрела завод в Ландабен (Памплона). Кроме того, в Мартореле построен центр запасных частей.
В 1973 году быстрый рост компании SEAT прерван периодом быстрых изменений. Внезапные последствия энергетического кризиса в 1973 и 1977 гг. отрицательно сказываются на мировой экономике, а смерть генерала Франко в 1975 году приводит к изменению политической ситуации в Испании.
После 16 лет успешного производства и выпуска 800 000 единиц прекращается выпуск модели 600. В том же году выпущено две новых модели: люксовый автомобиль с кузовом-седаном 132 для замены модели 1500 и спортивную модель 1430 Special 1600, подлинный GTI, получивший прозвище "FU".
Начинается строительство Технического научно-исследовательского центра SEAT в Мартореле: целью компании является создание, разработка и изготовление автомобилей исключительно собственными силами.
В 1975 году начинает свою работу Технический центр в Мартореле. Первым разработанным Центром автомобилей является модель 1200 Sport, которая была представлена в том же году.
В 1976 году произведен 3-миллионный автомобиль SEAT. Это 4-дверная модель 127. В том же году начат выпуск модели 128, продававшейся под лозунгом «Трижды SEAT», чтобы подчеркнуть его спортивность, универсальность и дизайн.
В 1977 году мировую экономику потряс очередной нефтяной кризис; компания SEAT сталкивается с увеличением конкуренции со стороны транснациональных автомобилестроительных компаний, действующих на испанском рынке.
В 1979 году компания увеличивает свои производственные мощности за счет пуска специализированного завода по производству коробок передач, редукторов и дифференциалов в г. Эль-Прат-де-Льобрегат вблизи Барселоны.
Презентацией года является автомобиль SEAT Ritmo, инновационная многофункциональная модель, на основании которой проектировались автомобили SEAT в течение 1980-х годов.

В 1980 году компания SEAT выпускает автомобиль SEAT Panda, ставший наиболее модным утилитарным автомобилем в Испании: его интерьер отличался простотой и практичностью, а возможность снять чехлы сидений позволяли их легко очистить. Данная линейка автомобилей также включала специальные и ограниченные версии, что сделало автомобиль популярным в молодежным сегменте рынка.
В том же году состоялся выпуск SEAT Fura. Спортивная версия данного автомобиля Fura Crono стала весьма успешной и стала основой спортивной машины бренда Copa Fura.
30 сентября 1982 года подписаны соглашения о промышленном и коммерческом сотрудничестве с компанией Volkswagen.
В 1983 году состоялся выпуск SEAT Ronda, первой модели, оснащенной компьютером, который предназначался для уменьшения потребления топлива и был запатентован как Econotronic. Это первый официально экспортируемый автомобиль, его продажи осуществлялись через нашу новую международную сеть дилеров.
27 апреля 1984 года с конвейера в Зона Франка сходит первая модель SEAT Ibiza. Данный автомобиль стал результатом сотрудничества между SEAT, итальянским дизайнером Джуджаро, немецкой инженерной компанией Karmann и престижным немецким изготовителем спортивных автомобилей Porsche. Этот автомобиль произвел революцию в развитии бренда SEAT и стал наиболее харизматичным автомобилем за всю историю нашей компании.
В 1985 году выпущен автомобиль SEAT Malaga, являющийся версией «седан» модели Ronda. Одной из отличительных характеристик является большая вместительность багажника. Данный автомобиль рассматривается как семейный и возглавляет модельный ряд SEAT в течение второй половины 1980-х годов.
Основано спортивное подразделение SEAT — SEAT Sport.
Автомобили SEAT достигают определенной известности на европейских рынках благодаря сочетанию южноевропейского дизайна и немецкой технологии.В 1983 году начинается экспорт автомобилей в Европу: Первые продажи состоялись в Нидерландах.
В июне 1986 года Volkswagen приобретает 51% акций SEAT и увеличивает свою долю до 75% к концу того же года. Одной из среднесрочных целей Volkswagen является строительство современного завода рядом с Техническим центром в Мартореле.
В 1989 году начинается строительство завода в Мартореле.

В 1990 году Volkswagen приобретает 99,99% акций SEAT, и имя компании Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo, S.A. изменено на SEAT, S.A.
Произведен 8-миллионный автомобиль нашей компании и установлен новый годовой рекорд производства: свыше полумиллиона единиц.
В 1991 году в рамках автосалона в Барселоне представлен автомобиль SEAT Toledo, первая модель SEAT, Разработанная в сотрудничестве с группой Volkswagen.
Внезапно Испания становится «модной» страной благодаря проведению Всемирной выставки 1992 года в Севилье и XXV Олимпийским играм в Барселоне. Компания SEAT является партнером и спонсором добровольной программы поддержки Олимпиады. Компания предоставила парк из 2000 автомобилей (в основном модели SEAT Toledo) в распоряжение организаторов игр для перевозки спортсменов и обслуживающего персонала.
Его Величество Король Хуан Карлос I открывает завод в Мартореле 22 февраля 1993 года. Начинается производство второго поколения автомобиля SEAT Ibiza. Также представлена модель SEAT Cordoba.
Его Королевское Высочество Принц Астурийский выводит 10-миллионный SEAT (Toledo) со сборочного конвейера на заводе в Марторелле 26 сентября 1995 года.
Тем временем, модель SEAT Ibiza становится лидером в своем сегменте рынка в Испании с объемом продаж в 50 000 единиц в год; чтобы закрепить данный успех, компания выпускает мощную модель Ibiza CUPRA.
В рамках женевского автосалона представлен многофункциональный автомобиль SEAT Alhambra. Данный автомобиль, производимый в Португалии, стал результатом сотрудничества компаний Volkswagen и Ford и ознаменовал выход компании в быстрорастущий сегмент рынка.
В 1996 году автомобиль SEAT Ibiza Kit становится победителем в классе автомобилей с двигателем объемом 2 литра на Международном чемпионате по ралли Международной автомобильной федерации. Автомобиль впервые участвовал в данном чемпионате.
Представлены модель SEAT Arosa и SEAT Cordoba Vario с кузовом универсал.
В 1997 году второй раз подряд модель SEAT Ibiza Kit становится победителем в категории автомобилей с двигателем объемом 2 литра на Международном чемпионате по ралли Международной автомобильной федерации.
После 12 лет успешного производства и выпуска 600 000 единиц прекращается выпуск модели SEAT Marbella. Прекращение производства модели Marbella означает прекращение использования завода в Зона Франка в качестве центра по производству автомобилей.
Компания SEAT представляет автомобиль SEAT Cordoba WRC, который дебютировал в высшем классе на Чемпионате мира по ралли.
Автомобиль SEAT Ibiza Kit в третий раз подряд становится чемпионом мира в категории автомобилей с двигателем объемом 2 л.
В 1998 году в рамках парижского автосалона представлена новая модель SEAT Toledo: новое и современное лицо линейки автомобилей SEAT.
В 1999 году был представлен наш новый фирменный стиль и новая модель SEAT Leon: Голубой и белый фирменный цвета были заменены на красный и серебристый.
Представлена новая модель SEAT Leon: Это первый автомобиль SEAT, оснащенный двигателем мощностью 180 л.с., шестискоростной коробкой передач и полным приводом. Данный автомобиль ознаменовал вступление нашей компании на рынок самых мощных европейских автомобилей, а также стал свидетельством наивысшего качества и самых передовых технологий.

2000
Мы представили свой новый слоган: 'SEAT auto emocion'. Он отражает ценности нашей компании, включая дизайн и спортивный характер.
Компания SEAT отмечает свою 50-ю годовщину. Его Величество король Хуан Карлос I принимает руководство компании. В том же году принц Астурийский посетил завод SEAT в Мартореле.
В 2000 представлен выдающийся концепт-кар SEAT Salsa: свидетельство инновационного оформления нового имиджа автомобилей SEAT.
2001
Также была представлена концептуальная модель спайдера SEAT Tango, основанная на спортивных машинах 1950–1960-х гг., а также новый высокопроизводительный прототип SEAT Leon CUPRA R, разработанный подразделением SEAT Sport.
Новая модель SEAT Ibiza представлена в 2001 году в рамках автосалона в Болонье: новое поколение нашего самого знакового автомобиля.
2002
На парижском автосалоне представлена новая модель SEAT Cordoba, еще одного семейного автомобиля в нашем семействе.
Д-р Андреас Шлиф становится президентом SEAT.
SEAT присоединяется к Audi и Lamborghini в группе компаний Audi Brand Group, в новом организованном подразделении Volkswagen Group.
2003
SEAT — SEAT Altea. На разработку и усовершенствование производственных процессов в связи с выпуском данной модели компания потратила 582 млн. евро. По словам президента SEAT д-ра Андреаса Шлифа (Andreas Schleef), модель SEAT Altea стала началом новой эры для SEAT.
2003 год ознаменовался значительными инновациями и изменениями; именно в этом году на Франкфуртском автосалоне Международной автомобильной ассоциации был представлен прототип новой ключевой модели семейства
2004
Новая эра началась с презентации модели Altea в Женеве.
В этом году также отмечалась 20-я годовщина модели SEAT Ibiza, с момента начала производства этой модели в 1984 году было выпущено свыше 3,3 млн. единиц. В линейке автомобилей SEAT появились две новые спортивные версии SEAT Ibiza: FR в январе и CUPRA в июне. На тот момент модель SEAT Ibiza CUPRA мощностью 160 л.с. была самым мощным дизельным автомобилем, выпускаемым нашей компанией.
Новая эра началась с презентации модели Altea в Женеве.
В марте компания проводит свой первый в истории День открытых дверей на заводе в Мартореле, во время которого производство посетило более 41 000 человек.
2004 год — год становления «нового SEAT». С мировой премьеры SEAT Altea на автосалоне в Женеве официально начинается новая эра для марки SEAT.
2005
SEAT Sport блестяще завершает сезон в WTCC (Международном чемпионате по шоссейно-кольцевым гонкам). Он завоевывает свой первый приз в WTCC, придя третьим, после исторической победы Leon WTCC, всего лишь два месяца спустя его первого появления на Чемпионате мира.
На Франкфуртском автосалоне Международной автомобильной ассоциации состоялась мировая премьера прототипа SEAT Altea FR: первого представителя нового поколения автомобилей SEAT, ставшего воплощением концепции FR. Между тем, прототип SEAT Altea TDI® с объемом двигателя 2 л и мощностью 170 л.с. с турбонаддувом стал самым мощным дизельным автомобилем в истории SEAT.
2005 год отмечен появлением нового автомобиля SEAT Leon, который был представлен в рамках автосалона в Барселоне, наряду с его гоночной версией SEAT Leon WTCC. Новый автомобиль Leon мгновенно стал успешным, получив множество наград, и был благосклонно принят рынком.
2006
В мае в рамках мадридского автосалона представлена новая модель SEAT Leon FR. В июле в рамках лондонского автосалона представлена модель SEAT Leon CUPRA, являвшейся самым мощным автомобилем, изготавливаемым брендом SEAT на тот момент. В сентябре в рамках Международного автосалона в Париже представлена модель SEAT Altea XL. Это самый семейный автомобиль, выпускаемый нашей компанией.
В 2006 году в Марторелле вблизи Барселоны открыт новый головной офис, централизующий деятельность нашей компании, и Эрих Шмидт становится новым президентом SEAT.
2007
В сентябре компания SEAT привлекла всеобщее внимание, представив на Франкфуртском автосалоне Международной автомобильной ассоциации оригинальный концепт кроссовера SEAT Tribu, а также первую модель SEAT Ibiza Ecomotive, одного из наиболее экологичных автомобилей на рынке. В том же году был представлен AlteaFreetrack, первый полноприводной кроссовер нашей компании, сочетающий в себе жажду приключений и городской стиль.
Открыт Центр разработки прототипов (PCD) — специализированное подразделение, отвечающее за этапы виртуальной и физической разработки прототипов. В Марторелле открывается Центр дизайна SEAT (SDC): один из наиболее современных и функциональных дизайн-центров в мире, являющийся фундаментом для амбициозного проектирования в будущем.
В 2007 году начало работу подразделение SEAT Service, обеспечивающее более оптимизированное и стандартизованное в глобальном масштабе выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей. В том же году компания SEAT становится спонсором европейского турне Шакиры в поддержку альбома Oral Fixation и выпускает модель Leon CUPRA в исполнении Pies Descalzos, представленную на Женевском автосалоне, после чего этот автомобиль был пожертвован в пользу благотворительного фонда Pies Descalzos колумбийской певицы.
2008
SEAT Sport впервые входит в историю как победитель Чемпионата мира по шоссейно-кольцевым автогонкам (WTCC) в номинации «Производитель» благодаря автомобилям SEAT Leon TDI® WTCC. Французский пилот SEAT Иван Мюллер стал победителем в личном зачете по результатам последней гонки сезона в Китае.
Для поддержки кампании по выводу новых моделей на рынок было организовано европейское турне трех грузовиков Jewel Transport Trucks, которые, начиная с апреля, провезли новую модель SEAT Ibiza по 20 крупнейшим городам, что позволило широкой публике увидеть новое замечательное дополнение к коллекции наших моделей. В рамках Парижского автосалона мы представили Exeo, первый седан SEAT в бизнес-сегменте.
В 2008 году мы представили новую модель SEAT Ibiza, флагманской модели нашего бренда, а также модели Ibiza SC, Ibiza CUPRA и Ibiza Ecomotive. Новая модель SEAT Ibiza получила наивысшую оценку в 5 звезд по Европейской системе оценки новых автомобилей, став одним из наиболее безопасных автомобилей на рынке.
2009
В спорте компания SEAT снова становится мировым чемпионом на Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам среди производителей, а в личном зачете победу завоевал Габриэль Тарквини. Компания SEAT является спонсором Европейской лиги УЕФА, крупнейшего европейского футбольного турнира.
В том же месяце на автомобильной выставке во Франкфурте был представлен концепт-кар IBZ, являющийся предтечей линейки автомобилей Ibiza, а также версия Ecomotive моделей Altea, Altea XL и Leon. Все они являются примерами нашего передового видения в области моторостроения.
В сентябре 2009 года Джеймс Мьюир (James Muir) назначен председателем правления компании SEAT. Благодаря многолетнему опыту работы г-на Мьюира в автомобильной отрасли в истории испанского бренда будет открыта новая глава.
На автомобильной выставке в Барселоне вниманию общественности были представлены модель Ibiza Bocanegra, новая модель Leon Cupra и Ibiza FR, а также окончательная версия Exeo ST. В июне состоялась церемония заложения фундамента завода по производству кузовов для новой модели Audi Q3. Данный проект станет базовым для последующих инновационных разработок компании SEAT.
Продолжая исследования для дальнейшей реализации экологического автомобилестроения, наша компания в 2009 году представила проект Leon Twin Drive Ecomotive, первый прототип гибридного автомобиля, устанавливающего новый стандарт экологичности. В марте на автомобильной выставке в Женеве состоялась презентация прототипов Exeo ST и Leon Ecomotive Concept, двух автомобилей, представляющих инновационный подход компании SEAT к автомобилестроению. В рамках 25-й годовщины модели SEAT Ibiza была представлена юбилейная версия данной знаковой модели.
2010
Вернемся вместе с нами к истокам: Давайте вернемся от нынешнего состояния компании SEAT, одного из самых молодых, спортивных и отличающихся передовым дизайном автопроизводителей, к ее истокам, как первого изготовителя спортивных автомобилей в Испании. Узнайте о годах свершений, смелых изменений, технологических прорывов и непрерывного успеха.
В этом же году продолжилось развитие более экологичных двигателей в инновационной линейке автомобилей E-Ecomotive. Мы также представили два восхитительных автомобиля: более просторную версию нашей популярной модели Ibiza ST и новую модель SEAT Alhambra, многоцелевое транспортное средство, оснащенное удивительными технологическими возможностями для всей семьи. Приятно праздновать 60-ю годовщину нашей компании. Но еще приятнее осознавать, что мы находимся в самом начале своего пути.

В 2010 году компания SEAT отмечает свою 60-ю годовщину. Презентация революционного концепт-кара SEAT IBE, спортивного купе с нулевым уровнем выбросов, указывает на дальнейшее развитие бренда в эпоху электромобилей