|
Peugeot — один из основных французских производителей автомобилей, часть PSA Peugeot Citroen.
В 1700-х гг.Семья Пежо из городка Valentigney, коммуна Montbeliard, Франш-Конте, Франция, начала заниматься мануфактурным делом. А переломным для династии Пежо стал 1810 год, когда двоюродные братья Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо, происходящие из семьи мукомолов, перепрофилировали мельницу в Су-Крате в небольшое промышленное предприятие, выпускавшее стальные полосы, пружины для часовой промышленности, полотна для пил и др. Постепенно мельница была полностью превращена в сталелитейный цех, а для семьи Пежо началась промышленная эра, которая, по сути, включает «доавтомобильный» период и собственно «автомобильный» период.
В 1840-м они запустили производство дробилок для перца, соли и кофемолок. Запатентованный стальной механизм гарантировал безотказную работу, поэтому производитель предоставлял (и предоставляет до сих пор) пожизненную гарантию на металлические элементы мельниц для перца, соли или кофе.
«Доавтомобильный» период характеризуется расширением географии предприятий Пежо, создаются новые заводы «Пежо», расширяется ассортимент продукции (основания для корсетов, арматура для зонтов, кофемолки, знаменитые инструменты с маркой «Лион», впервые появившейся в 1850 г.).
В 1855 г. Пежо начинают производить первые кринолины (легкая металлическая арматура для поддержания модных платьев, которые носили до конца века).
20 ноября 1858 года Эмиль Пежо запатентовал использование изображение льва в качестве торговой марки. Компания вошла в рынок транспортных средств посредством кринолиновой одежды, в конструкции которой использовались стальные прутья; далее появляются каркас для зонтов, лезвия для пил, спицованные колёса и в конечном счёте велосипеды.
1867 год ознаменовался для компании Пежо изготовлением своей первой швейной машины на заводе в Валентиньи-су-Роше, а в 1869 г. – начинается производство косилок на лошадиной тяге.
1882–1886 гг. От создания первого большого велосипеда с колесами разного диаметра до серийного выпуска велосипедов с цепным приводом по инициативе Армана Пежо в Больо.
1888 г. Арман Пежо (1849–1915), познакомившись с Г. Даймлером и Э. Левассором, вдохновляется идеей создания автомобилей.
Именно Арман инициирует начало производства автомобилей кланом Пежо, предвидя громадный потенциал этого новейшего изобретения.
1889 г. – переломный год в истории компании. Выпущен первый автомобиль марки «Пежо».
Этот трехколесный автомобиль был создан Арманом Пежо в соавторстве со знаменитым специалистом по паровым двигателям – Леоном Серполлетом. Автомобиль нарекли «Серполлет-Пежо» и представили на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. в столетнюю годовщину Великой Французской революции. Так компания «Пежо» вступает в период автомобилестроения.
В 1890 г. После экспериментов с паром Арман Пежо, освоив двигатель внутреннего сгорания, быстро переходит с паровых двигателей на бензиновые и начинает изготавливать на заводе в Валентиньи четырехколесные авто с бензиновым двигателем от Даймлера.
1891 г. Название компании меняется на Les fils de Peugeou freres (сыновья Пежо). В сентябре четырехколесный автомобиль с бензиновым двигателем, управляемый господами Ригуле и Доруа проезжает от Валентиньи до Бреста и обратно (375 миль со средней скоростью почти 9 миль в час).
С 1891 по 1894 годы тип 3 (64 экземпляра в течение 3 лет) являлся единственной выпускаемой серийно моделью.
С 1894 года уже представлен первый настоящий модельный ряд автомобилей Peugeot, включающий в себя квадроцикл, автомобиль винтовой сборки, викторию, фаэтон, и универсал. Основным недостатком фаэтона (тип 6), являлась низкая мощность двигателя относительно веса автомобиля в 650 кг. И уже в течение года на смену типу 6 приходит тип 7, на который вместо предыдущего мотора объемом 563 куб.см. устанавливается более сильный двигатель компании Daimler объемом 1283 куб.см. Именно этот двигатель и стал основным отличием от предыдущего типа 6. Во всем остальном автомобили аналогичны. Всего было выпущено 25 автомобилей типа 7, производство продолжалось до 1897 года.
В 1896 г. Арман Пежо создает в Одинкуре «Общество автомобилей Пежо» («Societe des Automobiles Peugeot»). Интересно, что первым в истории угоном автомобиля стал угон автомобиля марки «Пежо» (в 1896 г. из гаража пропадает машина барона Жюльена)
В этом же году Арман Пежо основывает собственную компанию «Societe des automobiles Peugeot» в Лилле. Делается упор на производство автомобилей для путешествий и грузовиков.
Таким образом, на рубеже веков «Пежо» становится крупным автомобилестроителем: в 1898 г. каталог продолжает расширяться Типами с 21 до 25, помимо более ранних Типов 14-20. Марка Пежо принимает участие в Первом парижском автомобильном показе. Теперь каталог Пежо содержит 15 моделей диапазоном от 2-х до 12-местных с весом от 720 до 1250 кг. Самая популярная модель – Тип 15 – фаэтон.
1897 год Появляется собственный двигатель компании Peugeot, разработанный инженером Мишо. Данный двигатель с двумя горизонтальными цилиндрами устанавливался в задней части автомобиля в поперечном положении. Представитель нового поколения модельного ряда Peugeot - четырехместный фаэтон типа 15, – был оснащен именно таким двигателем. Тип 15, производимый новым заводом в Оденкуре, приобрел большую популярность, благодаря чему количество выпускаемых автомобилей значительно возросло, и за 5 лет, в период с 1897 по 1902 гг., было изготовлено 276 автомобилей. Среди поклонников типа 15 были и знаменитости той эпохи. В частности, Генри Роллс, в будущем знаменитый конструктор, и воздухоплаватель Сантос-Дюмон, увезший свой автомобиль в Бразилию.
В 1899 г. в каталог «Пежо» входит 15 моделей, а в 1900 г. произведено 500 автомобилей и 20 тысяч велосипедов.
1902–1909 гг. характеризуются тем, что компания «Пежо» отказывается от наследства лошадиной тяги и переходит к производству настоящих автомобилей с кабиной и рулем.И вплоть до Первой мировой войны Арман каждый год обновляет модельный ряд автомобилей.
Одной из задач компании «Пежо» начала ХХ века является создание дешевого автомобиля – максимально простого, надежного и приспособленного к городским условиям. С этой целью в компанию приглашается выдающийся инженер и дизайнер Э. Бугатти, благодаря сотрудничеству с которым – в 1905 г. появляется прообраз «народного автомобиля» – созданная им Bebe Peugeot («Малышка Пежо») – первая легкая, компактная, одноцилиндровая машина по разумной цене. И в этом же году создается конкурирующая фирма «ЛИОНЪ Peugeot» , которую учредил двоюродный брат Армана Пежо - Робер Пежо. Потом братья объединились и осталась одна фирма Пежо, вместо двух «Пежо» и «Лион Пежо».
Но не было забыто и другое направление в деятельности компании – гоночные и рекордные автомобили. В это же время «Пежо» изначально становится лидером спортивных состязаний. Модель Peugeot Goux 1913 года развивает скорость 187 км, абсолютный рекорд тех лет. Компания первой во Франции внедряет в эти годы конвейерную сборку, приобретая права на этот метод у инженера Э. Тейлора.
В 1913 году «Пежо» производит половину всех автомобилей, выпускаемых во Франции. С началом первой мировой войны «Пежо» преображается, чтобы внести свой вклад в военные усилия нации.
После смерти в 1915 г. А. Пежо дело его было продолжено другими членами семьи. В эти годы происходит слияние 2-х компаний – «Автомобили Пежо» и «Сыновья Пежо». После первой мировой войны «Пежо» из некрупного производителя превращается в настоящее промышленное предприятие. В это время продолжается ориентация Peugeot на массовые недорогие автомобили.
В декабре 1919 г. на рынок выходит Квадрилетт (Тип 161). Это экономичный малолитражный автомобиль, созданный на базе довоенного «Бейби», двухместный, с трехступенчатой коробкой передач, с мощностью мотора в четыре лошадиных силы, развивающий скорость 60 км/час, ориентированный на небогатых покупателей. В течение нескольких лет эта чрезвычайно популярная машина остается самым экономичным двухместным автомобилем в мире. По всей Франции появляются первые станции технического обслуживания.
Послевоенный период ознаменовался выпуском модели: тип 163. Новый автомобиль среднего класса был способен составить серьезную конкуренцию таким своим «одноклассникам», как Renault и Citroen. Черырехцилиндровый двигатель объемом 1,4 литра позволял автомобилю разгоняться до 65 км/ч. Тип 163 выпускался вплоть до 1924 в модификациях «торпедо», «легковой автомобиль с закрытым кузовом», пикап и «городское купе» (на длинной раме типа 163В). За весь период производства было выпущено 13 тысяч 732 автомобиля тип 163.
Для более взыскательных покупателей производились мощные седаны. «Пежо» постоянно развивается, исследует новые возможности – в 1920 г. начинается производство модели «Тип 156», оснащенной бесклапанным двигателем. Эта машина устанавливает многочисленные рекорды скорости.
Этторе Бугатти, автор знаменитой «Bebe», создает супер-автомобиль – «Ройял». Изготовлено всего три машины этой модели. Французские автомобильные компании начинают продажи в кредит.
1922 год - При производстве модели типа 173 S были использованы две новейших технических разработки: спортивный автомобиль оснастили новым двигателем с клапанами переднего расположения и опционными тормозами всех четырех колес. Передовой для того периода двигатель, объемом 1,5 литра позволял автомобилю достигать скорости 75 км/ч. Выпускался тип 173 S в версиях кузова «торпедо» и «торпедо спорт». Всего было изготовлено около 1000 экземпляров этого типа.
В 1923 г. на всех моделях «Пежо» устанавливаются тормоза на все четыре колеса - стандартная или опциональная комплектация. Производство достигает свыше 10,000 автомобилей в год. В это же время организовывается 24-часовая гонка в Ле Мане, которая быстро становится важнейшим в мире состязанием на выносливость.
1924 год - Производство следующей новинки модельного ряда Peugeot – типа 172 ВС, или 5CV Peugeot, было начато уже тогда, когда еще не утратил своей популярности Quadrilette. Но уже в 1925 году 5CV Peugeot заменил в модельном ряду Peugeot тип 161. На 5CV Peugeot был установлен двигатель объемом 720 куб.см. с улучшенным вращающим моментом и были произведены еще некоторые доработки в области эстетики, в результате чего автомобиль был переименован в тип 172 R. Позднее, в 1928 году, модель типа 172 М получила увеличенные мосты и усиленный двигатель, объемом 695 куб.см. мощностью 14 лошадиных сил. Успешная модель 5 CV не утратила своей популярности на протяжении всех 20-х годов, пока ей на смену не пришел тип 190 S.
1926 год - В категории автомобилей среднего класса произошло обновление: место модели 10 CV тип 177 занимает тип 177 М. Новая модель оснащалась 1,4 литровым двигателем, благодаря чему тип 177 М удалось отнести к категории автомобилей с фискальной мощностью 9 лошадиных сил. Интересная особенность новинки – закрытый «светящийся» кузов со съемной панелью на прозрачной крыше. Компания Peugeot запатентовала свою инновацию. Так тип 177 М стал прототипом седанов со стеклянной либо открывающейся крышей.
1927 год - В конце двадцатых годов широкое распространение получили шестицилиндровые двигатели, которыми оснащались, например, Renault Monasix и Citroen C6. В 1927 году на Парижском автосалоне компания Peugeot представила две модели с бесклапанным двигателем: 12 CV SIX 183 и Тип 184. Модель 12 SIX Тип 183 первоначально была оснащена двигателем объемом 2,0 литра мощностью 38 лошадиных сил с боковым расположением клапанов. В дальнейшем мощность двигателя была увеличена до 42, а позднее и до 47 лошадиных сил. За презентабельный внешний вид, комфорт и технологичный двигатель автомобиль пользовался большим успехом. Особую популярность имели модели неяркой приглушенной окраски. Автомобиль 12 SIX Тип 183 выпускался до 1931 года.
1928 год - Тип 190 S, продолжение модели 5 CV, был оборудован одним из самых экономичных для тех лет двигателем объемом 695 куб.см. и мощностью 14 лошадиных сил. Кроме того, в числе других многочисленных плюсов, автомобиль имел тормозную систему с функцией торможения всех четырех колес. В разных типах кузова автомобиль выпускался до 1931 года. Всего было собрано 33677 автомобилей.
В 1929 г. на Парижском автомобильном салоне «Пежо» представляет 201-ю модель. С этого времени начинается традиция присваивать своим моделям трехзначные номера с нулем в середине. Все числа от 101 до 909 депонированы как торговые марки.
Компании удалось сохранить свои позиции на рынке даже в годы Великой депрессии благодаря производству усовершенствованных небольших автомобилей, доступных широкому кругу покупателей. Седан Peugeot 402 был попыткой сохранить рынок машин среднего класса.
В 1933, пытаясь возродить благосостояние, компания представила новый, аэродинамически стилизованный ряд машин.
В 1934 Пежо выпустил 402 BL Eclipse Decapotable, первый автомобиль с откидным верхом с выдвигающимся седаном— эту идею позже продолжил Ford Skyliner в 1950-е и восстановил сегодня Mitsubishi 3000GT Spyder в 1995 г.
В 1935 г. – поворотный момент в истории марки «Пежо». На Парижском автомобильном салоне представлена знаменитая 402-я модель, которую во Франции принято называть «Sochaux streamline» Это - знаменитый модельный ряд «ракет из Сошо», характеризуемый обтекаемыми формами и радиаторной решеткой в форме щита для защиты фар. Эта серия включает в себя широкий ассортимент продукции: от роскошного автомобиля до купе и легендарного кабриолета с первой электрической системой подъема тента. Завод, выпускающий Sochaux, достигает уровня производительности в 50 тысяч машин в год.
В 1936 г. после 402-й модели «Пежо» начинает производство 302-й, которая является новым словом в автомобилестроении. Эта машина, представленная только в двух версиях, знаменует собой конец эпохи роскошных автомобилей, сделанных на заказ. Теперь автомобиль действительно становится продуктом потребления.
В феврале 1938 г. Пежо выпускает новую модель экономичного класса. 202-я – уменьшенная версия 302-й. Во время войны производство этой машины будет остановлено. Во время Второй Мировой войны предприятия Peugeot перешли под контроль Volkswagen.
Самые интересные три модели тридцатых — Peugeot 202, Peugeot 302 и Peugeot 402.
В 1946 г., после окончания военных действий возобновлено производство модели 202 - основной в модельном ряду Пежо. В этом году на заводе в Сошо произведено 14,000 штук.
После войны политика фирмы, делающей упор на малолитражные автомобили, удачно вписалась в общие тенденции Европы.
В 1949 г. сдается в производство 203-я модель, которая была продемонстрирована на Парижском автосалоне в октябре 1949 г.
Этот первый абсолютно новый послевоенный автомобиль становится стандартом надежного семейного автомобиля.В 50-е годы промышленное производство «Пежо» бурно растет.
В 1952 г. «Пежо» выпускает свой миллионный автомобиль. 203-я модель все еще остается главным продуктом компании, но инженеры усиленно работают, готовя в обстановке секретности новую машину будущего.
В 1955 г. на Парижском автосалоне «Пежо» демонстрирует новую машину – 403-ю модель. Чрезвычайно современный силуэт для этого автомобиля разработал итальянский дизайнер Фарина (дизайнерская студия Пинифарина). Версия кабриолет 403-й модели становится во Франции стандартом роскоши. Та же машина станет «звездой», когда на киноэкраны выйдут фильмы об инспекторе Коломбо.
В 1957 г. «Пежо» представляет еще более современный автомобиль, 404-ю модель, которую будут производить до 1975 г. Во Франции она станет одним из символов 60-х и начала 70-х годов. Будет выпущено в общей сложности 1 492 416 таких автомобилей. После 404-й модели компания запускает в производство дизельную версию 403-й модели (1959). В 1968 году появляется 504-я модель, пришедшая на замену 404-й, с абсолютно новым кузовом. Изменившиеся реалии городской жизни порождают необходимость в компактной машине. В 1965 г. «Пежо» запускает в производство 204-ю модель как дополнение к 404-й. Эта машина с передним приводом будет представлена в версиях седан, купе, кабриолет и фургон и снабжена самым маленьким в мире дизельным мотором.
В 1968 г. «Пежо» запускает в производство 504-ю модель, пришедшую на замену 404-й, и снова нарушает традицию, создав абсолютно новый корпус машины. Этот автомобиль, одновременно роскошный седан и спортивная машина, зарекомендовал себя как машина, производящая необычное впечатление при вождении, и выиграл несколько крупных ралли того времени. Восхитительные версии кабриолет и купе, снова спроектированные итальянцем Пинифариной, стали символами престижа в этой модельной линии. В 1969 г. вслед за быстрым и успешным продвижением 204-й модели (за пять лет продано 1 604 296 машин) «Пежо» запускает в производство ее двойника, 304-ю модель, в которой повторяются некоторые удачные характеристики 204-й модели.
В 1972 г. компания производит 2-миллионную машину 404-й модели и представляет на Парижском автосалоне самый короткий в мире седан, 104-ю модель. Это легкий «салонный» автомобиль, самый маленький 4-дверный автомобиль в мире.
В 1974 г. «Пежо» объединяется с «Ситроеном» в единый концерн (в состав «Пежо» вместе с «Ситроеном» попадает и подразделение –«ПанарЛевассор», ныне мировой лидер в производстве бронированных автомобилей). В 1975 г. В марте на Женевском автосалоне Пежо представляет последнюю модель ряда – 604.
В 1978 г. в состав «Пежо» входит «Крайслер Европа», который становится основой отделения Talbot («Толбот»), выпускающего легковые и грузовые автомобили. Сохраняет компания и лидирующее положение на европейском рынке велосипедов и мотоциклов.
В феврале 1979 г. «Peugeot» стала первой компанией, предложившей турбо-дизельный двигатель на модели 604 – первом автомобиле такого типа на европейском рынке. В этом же году в производство была запущена модель 505. PSA «Peugeot-Citroen» стал «Peugeot SA».
В 1982 г. с целью сохранения наследия торговой марки создается Ассоциация истории "Пежо". Ее задача – создать Музей «Пежо» в Сошо (Франция), в котором представлены все модели автомобилей компании с момента ее основания.
В феврале 1983 г. с конвейера сошла модель 205. Эта модель стала одной из самых больших удач для фирмы. Карьера Пежо 205 продолжалась с 1983 по 1995 год. Модель 205 GTI устанавливает новые стандарты спортивного стиля вождения для любителей. Эта модель становится эталонной для всех автомобильных фанатов, в течение следующего года высоко поднимает имидж 205-й модели и обеспечивает коммерческий успех турбо-двигателям всего модельного ряда Пежо.
В феврале 1989 г. появилась модель 405 с интегрированной трансмиссией. В этом же году во Франкфурте впервые был представлен публике Peugeot 605. С тех пор эта модель неоднократно подвергалась модернизации. В 1998 г. этот автомобиль получил новое, наиболее полное исполнение Signature.
1990 г. – год столетия автомобильного производства «Peugeot» был ознаменован очередными победами в ралли «Париж-Дакар» и 24-часовой гонке «Ла-Манш», производством новых моделей, званием «Самого красивого автомобиля Франции». «Peugeot» по-прежнему продолжает традиции, начатые в первые годы работы и диктует моду мировому автомобильному сообществу.
В августе 1991 г. был представлен Peugeot 106, компактный автомобиль с поперечным расположением двигателя и передним приводом.
С августа 1992 выпускается пятидверная модификация с дизельным двигателем объемом 1,4 л (новое поколение модели появилось в апреле 1996).
В январе 1993 г. впервые представлен Peugeot 306, компактный автомобиль нижнего среднего класса. Осенью 1993 выпустили кабриолет. В этом же году компания модернизирует 405-ю модель, которую считают типичным представителем среднего класса.
В марте 1994 г. в Женеве вышел Peugeot 806, минивэн совместного производства Peugeot/Citroen и Fiat/Lancia с поперечным расположением двигателя и передним приводом.
Летом 1995 г. впервые был представлен Peugeot 406 – автомобиль среднего класса, преемник модели 405. В 1996 вышел Peugeot Partner - универсал с поперечным расположением двигателя. Конструктивно идентичен Citroen Berlingo. Автомобиль имеет различные модификации –двухместный грузовой фургон; пятиместный грузопассажирский фургон Combi, пятиместный комфортабельный грузопассажирский фургон CombiSpace.
С весны 1997 г. «Пежо» первым среди французских производителей автомобилей, начинает использование технологии гидрорастворимой краски – технологии, которая позволила заметно снизить загрязнение окружающей среды. Ближе к лету на заводе в Турине запустили модель 406-купе, разработанную Пинифариной. Эту модель единогласно признали самым красивым французским автомобилем.
Летом 1998 г. был впервые представлен Peugeot 206. Этот автомобиль можно назвать самым большим успехом Peugeot со времен легендарной модели 205. Более того, модель 206 стала легендарным бестселлером, чемпионом по темпам продаж за всю историю фирмы.
В сентябре 1999 г. во Франкфурте представлен Peugeot 607, автомобиль верхнего среднего класса с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Благодаря 206-й и 607-й моделям, «Пежо» возвращает свои позиции и подтверждает лидерство в производстве дизельных автомобилей с фильтром HDI.
В 2000 г. На Парижском автосалоне дебютировал долгожданный кабриолет, получивший имя 206 СС (Coupe Cabriolet). В июне открывают новый музей «Пежо» в Сошо, в котором представлены 200 различных средств передвижения, 150 из которых –автомобили.
В марте 2001 г. на автосалоне в Женеве был представлен публике «Пежо-307». Этот автомобиль стал последним триумфом компании. Авторитетнейшие эксперты признали машину официально лучшей в мире за 2002 год.
В 2003 г. Пежо 307 CC – самый безопасный в мире кабриолет по результатам краш-теста по методике EURONCAP. Весной 2003 г. Peugeot отпраздновала выпуск 40-миллионного автомобиля.
В 2004 г. компания выпустила первый в мире автомобиль среднего класса, оснащенный 6-ступенчатой АКПП (407 V6).
В 2005 г. «Пежо-1007» признали самым безопасным автомобилем класса А, завоевав высшую оценку (5 звезд) по результатам краш-тестов по методике EURONCAP.
18 апреля 2006 года PSA Peugeot Citroen объявил о закрытии завода Ryton в Ковентри, Англия. Это сообщение привело к потере 2300 рабочих мест, а также приблизительно 5000 рабочих мест в системе поставок. Предприятие собрало последние Peugeot 206 12 декабря 2006 года и закрылось в январе 2007 г.
Пежо разрабатывало дизельно-электрическую гибридную версию Peugeot 307, который мог проезжать до 34 км на литре топлива.
План дальнейшего развития Пежо подразумевает расширение на двух фронтах.
Во-первых, планирует разрабатывать новые модели, чтобы конкурировать в тех сегментах, где он в настоящее время не играет существенной роли. Коллин считает, что французский автомобилестроитель в настоящее время конкурирует в 72 % рыночных сегментов, но следует достичь 90 %. Несмотря на программу гонок спорткаров Пежо, компания не готова собрать чистый спорткар, более мощный чем будущее спортивное купе 308 RC Z. Она преследует бюджетное финансирование, чтобы разработать дизельно-гибридную трансмиссию, однако, это может быть ключом к её расширению.
Пежо также планирует захватить новые рынки, а именно: в Китае, России (где построен автосборочный завод в Калуге) и Южной Америке. Однако, пока рассматривается возвращение к североамериканскому рынку, особенно в свете слабого американского доллара, Коллин утверждает, что такое перемещение займёт несколько лет.
Осенью 2007 г. в Европе в продажу поступил хэтчбек Peugeot 308, для продолжения противостояния в самом популярном гольф-классе.
Появление модифицированных - Peugeot Partner, Partner Teepee, множество микроавтобусов, внедорожник 4007, построенный в сотрудничестве с Mitsubishi и Citroen. Уже имеется и паркетник на базе 3-й серии Peugeot 3008 и объявлен очередной минивэн Peugeot 5008.
Концерн не стоит на месте, он динамично развивается, расширяет сотрудничество с другими автопроизводителями, использует их наработки и предоставляет им результаты своих исследований.
|